АВТОР: Гонежук Саида Ичрамовна

Должность: учитель адыгейского языка и литературы

Тема: Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы.

 

Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы.

 

Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, развивается достоинство личности.

Однако распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, цинизм, агрессивность.

Характеризуя создавшееся в стране положения, В.В. Путин говорит, что «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В условиях современной реальности пришло новое понимание патриотизма как верности высшим нравственным ценностям народа, истоком которых являются духовные традиции предшествующих поколений, многовековая история многонациональной России.

Возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, так как детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувств патриотизма принадлежит учителю. Я считаю, что именно учитель, прививая чувство любви к родному языку, воспитывает личность с высоким чувством патриотизма. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Я преподаю адыгейский язык и литературу более тридцати лет. Хочу показать в этом аспекте некоторые ключевые произведения адыгейских поэтов и писателей, включенные в школьную программу.

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия и патриотизма. Этой же цели служат и пословицы, поговорки, загадки, песни, легенды. Отражение народных идеалов патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в устном народном творчестве. Это образы Саусруко, нарт Шабатныко, Чэчаныко Чэчана, Хатх Магомета и многих других героев. Изучая этих героев, я рассказываю об их подвигах, как они защищали земли адыгов от нашествий и набегов врагов.

Огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют стихи, поэмы и рассказы, посвященные Великой Отечественной войне. Так, в 6 классе, мы изучаем повесть Киримизе Жане «Хусен Андрухаев». Я рассказываю о подвиге Хусена Андрухаева. Как он погиб, где похоронен, показываю его фотографии

, читаю его стихи. Я рассказываю им о том, что ему первым из поэтов в нашей стране было присвоено высокое звание – Героя Советского Союза. Детям это очень интересно. Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества присуще бойцу Андрухаеву. На примере Андрухаева мы видим и другие черты героев Великой Отечественной – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивомпроизведения являются слова односельчан поэта: «Ушел поэтом, а стал героем». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма людей в дополнительной литературе. Они отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок? А как бы ты поступил на его месте?» Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекой и жестокой войны, привлекают субъективный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке я провожу параллель данной повести и произведений Гадагатель Аскера «Самоотверженный» («Псэемыблэжь») — о герое Советского союза Чуц Абубачире; Гиссы Схаплок «Даут» — о герое Советского Союза Нехай Дауте.

Выразительное чтение стихотворений о войне, в исполнении учителя, поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях.Главным при анализе стихотворений является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1941-1945 г. продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны так часто произносили слова: «За Родину!?» Анализ текста гармонично дополняют репродукции картин о войне…

Читая стихи об этих героях, учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага. Мысли и чувства авторов, их размышления о великой войне и роли простого народа. О характерах, о глубине человеческой души, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и многое другое. На этих уроках ведется беседа о войне 1941 года. Я рассказываю не только о произведениях, но и авторах, участниках этой войны. Это такие поэты и писатели как Схаплок Гисса, Жане Киримиз, Тлюстен Юсуф, Паранук Мурат, Евтых Аскер, Костанов Дмитрий, Яхутль Сафер.

Изучая творчество Хазрета Ашинова, я знакомлю учеников с повестью «Последняя неделя августа» («Августым иаужрэ тхьэмаф»). Разбирая образ Хаджимета, дети осуждают предательство. Предательство по отношению к близким и родным, к своей земле, к Родине. Эту тему дети бурно обсуждают, когда мы проходим и роман Исхака Машбаша «Метельные годы», («Илъэс фыртынэхэр», образ Касея). Вместе с тем, ученики отмечают героизм и самоотверженность героя Заура, патриотический пафос повести. Подвиг Заура вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Взаимосвязь литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 11 класса. Большая возможность при этом принадлежит использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволяют им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

Как я уже ранее говорила, большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения адыгейской литературы.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха;

Родина – мать, умей за нее постоять;

Любовь к Родине сильнее смерти;

Своя земля и в горести мила;

Родина краше солнца, дороже золота.

Огромное воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся выполняют на уроках самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различаются материал словарных статей? Найдите в «Русско-адыгейском словаре» перевод слов «патриотизм», «патриот». Ученики находят значение этих слов. Патриот — зи родинэ, зи народ ш1у зылъэгъоу, шъыпкъэныгъэшхо ащ афызи1эр; Патриотизм – ш1улъэгъуныгъэ, шъыпкъэныгъэ уиродинэ уинароды фыуи1эныр. Переведите с помощью словаря значение слов:

герой – л1ыхъужъ, л1ыблан; отвага – блэнагъ, л1ыхъужъныгъ; мужество – л1ыгъэ; честь – лъытэныгъ, щытхъугъ; самоотверженный – псэемыблэжь.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания природы мы находим не только в стихах и произведениях великих русских поэтов и писателей, но и у адыгейских поэтов и писателей. Это стихи К.Жане, Р.Нехай, И.Машбаш, Н.Куек, Х.Беретерь, А.Хаткова.

Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе – дают ученикам возможность прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука и формы. Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках адыгейской литературы творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к произведению, историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику герою. Этот кроссворд, посвященный героям Советского Союза – одно из творческих заданий детей

Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

В заключение я хочу выразить большое желание и надежду на то, что мои ученики станут патриотами своей маленькой Родины, что они вырастут людьми, готовыми в любую минуту прийти на помощь. Я хочу, чтобы они гордились своей Родиной и делали все от них зависящее. Чтобы у них была моральная ответственность за все, что делается на родной земле, непримиримость к недостаткам, пылкое стремление бороться за расцвет, величие и могущество Родины.

 


Прямая линия

Министерство образования и науки Республики Адыгея:
52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-13-08 - Мамий Мариет Сагидовна, главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/





Новости Министерства образования и науки

Яндекс.Метрика

Авторизация

Опрос

Оцените нашу работу

Не удовлетворительно - 4.5%
Удовлетворительно - 86.4%

Всего голосов:: 22
Голосование по этому опросу закончилось в: Ноябрь 17, 2020