АВТОРЫ: Чич Заира Юсуфовна

               КуизЗаримаНурбиевна

Тема: Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся

Должность: зам. директора по ВР, учитель географии и истории,

Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей Родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах.
Настораживает и то, что развиваются национал-радикальные организации, стремящиеся оказать свое влияние на молодежь. Актуальность и своевременность нашей работы связана с тем, что здоровые силы общества и государственные структуры проявляют все больший интерес к проблеме  возрождения системы патриотического воспитания в России.

Патриотизм, интегрируя в своем понятии социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты, проявляясь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, выступает важнейшей духовной составляющей личности. Патриотическая идея является мощным мотивом сплочения самых различных (социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и др.) групп. Это особенно проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей. Социальная направленность деятельностного патриотизма проявляется в активной сопричастности к проблемам, волнующим данное общество.  Возрождения системы патриотического воспитания молодежи в России.  Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологии, направленные на укрепление государства.

Любой регион в социальном отношении – это прежде всего люди. Их отношение к своей республике, городу, школе, степень удовлетворенности своей жизнью накладывают отпечаток на уровень гражданско-патриотического самосознания.

Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. В связи с этим остро стоит вопрос национально – патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Проблема национально – патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.Процесс построения правового демократического государства требует от народа получения таких качеств, как патриотичность, демократичность, компетентность, толерантность, способность решать жизненные проблемы и принимать активное участие в жизни страны. Современный воспитательный процесс должен сосредоточить свое внимание на приоритетном задании - создание благоприятных условий для формирования и развития высокопатриотической, творческой, образованной и активной личности.

 Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.

Важно, чтобы каждая семья осознала:воспитывая своих детей,она выполняет часть дела,которое стало в нашей стране общенародным,дела формирования нашей юной смены.

Дети наше будущее,наша гордость,наша тревога и наша надежда…Мы хотим,чтобы мы смело могли доверить им самое дорогое-нашу Родину,чтобы принятую от нас эстафету великой ответственности  за нее они пронесли с честью.

Педагогическое взаимодействие  школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Общепедагогическими условиями  являются:

-     взаимное доверие между педагогом и родителями;

-     соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;

-     учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания;

-     сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями класса;

-     взаимосвязь разных форм работы с родителями;

-     одновременное влияние на родителей и детей;

-     системность в работе с родителями;

-     учет особенностей социокультурного окружения школы;

-     использование культурного наследия народа и традиций семьи.

Специфическими педагогическими условиями являются:

-     моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы;

-     совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого (в семье) и педагогически организованного (в школе) аспектов деятельности;

-     активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;

-     опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла), преподавание литературы, истории, ОЖС и т.д. как предметов, формирующих духовную сферу человека;

-     интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.).

Примерный алгоритм организации взаимодействия школы и семьи в рамках патриотического воспитания учащихся может быть таким:

1)     определение потенциала семьи в воспитании детей (деятельность педагогов, родителей совместно с психолого-педагогической службой школы);

2)     постановка конкретных воспитательных задач и выбор способов их реализации;

3)     разработка программы совместных действий семьи и школы по направлениям (табл. 1);

4)     практическое осуществление этой программы в воспитательном процессе;

5)     анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности школы и семьи в духовно-патриотическом воспитании детей.

 

 

 

 

 

Основные направления взаимодействия общеобразовательной школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся

Направление деятельности

Цель

Развитие представлений детей о духовности, нравственности, патриотизме

Формирование знаниевого компонента патриотического воспитания

Формирование мотивов, побуждающих ребенка к совершению поступков

Развитие отношений ребенка к духовно-нравственным ценностям, традициям страны, обычаям разных народов, нормам морали, семейным традициям

Опыт поведения ребенка, адекватного содержанию понятия «патриотическое воспитание»

Включение детей в систему воспитательной работы (подготовка и проведение традиционных дел школы, неформальное общение педагогов, родителей, детей, организация досуга учащихся и т.д.)

Педагогическое просвещение родителей

- Формирование духовной культуры родителей, ценностно-нравственного сознания;

- обогащение родителей педагогическими знаниями и умениями, приемами патриотического воспитания детей;

- помощь в осознании собственной роли, ответственности в воспитании детей

 

Мой  опыт работы классным руководителем убеждает в том, что классный руководитель-ключевая фигура в школе: через него осуществляется взаимодействие школы с семьей по всем аспектам воспитания. В своей деятельности в качестве классного руководителя  вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь всегда решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом, программой развития школы, воспитательной программы «Я- гражданин».

Систему патриотического воспитания  я всегда строю с учетом возраста учащихся, учитывая степень их подготовленности к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. Стараюсь привлечь к активному участию в различных мероприятиях класса родителей учащихся, которые на протяжении всей школьной жизни детей становятся не только моими помощниками, но и соратниками, единомышленниками и союзниками. Так вместе мы проводим классные часы на темы: «4 ноября- День народного единства», «Права ребенка», «Имена героев- в названиях улиц аула», «Наш аул в годы Великой Отечественной войны», «Я шлю тебе письмо из 41-го» и др. Родители принимают участие в сборе материала к мероприятиям, в подготовке сценария, на классный час приглашают уважаемых людей аула, подготовке презентаций, написании творческих и исследовательских работ. Очень важной составляющей в системе патриотического воспитания является просветительская работа с родителями. Темы родительских собраний нацеливают родителей на воспитание гражданина, патриота своей Родины. Например: «Непреходящие ценности»; «Из истории семьи»; «Ценности семейной жизни наших предков»; «Семейные династии»; «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…» и др. Совместно с учащимися я провожу собрания на тему: «Путешествие в прошлое и настоящее нашего народа»; «У фамильного дерева»; «Путешествие в детство наших родителей». Большую роль в патриотическом воспитании учащихся играют совместные экскурсии по местам боевой славы нашего народа. За время моей работы мы побывали вместе с учащимися и родителями в Новороссийске, Туапсе, Волгограде, Москве. Считаю такие поездки бесценным опытом патриотического воспитания подрастающего поколения.

В целях патриотического воспитания мы с родителями участвуем в организации ролевых игр: «Праздник в семье», «Мамины помощники», «У нас гости», «Приятное для братишке(сестренки); семейных праздников «Азбука больших и малых дел нашей семьи», «Праздник вежливых ребят»; выставок «Из бабушкина сундука»,  «Умелые руки не знают скуки» и др.

В связи с широким применением в школе информационных технологий, аудиовизуальных и иных средств, компьютеров возможна организация пресс-центра, журналистского агентства и т.д., руководителями которых могут стать заинтересованные взрослые. Результатом совместной деятельности семьи и школы стали выпуски газет, содержащие статьи духовно-нравственной, военно-патриотической тематики, радиопередачи, видеофильмы («Мой ровесник из 41-го», «Жизнь прожить - не поле перейти», «Слава отцов - крылья сыновей» и т.п.).

Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются встречи с ветеранами  войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы ; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие. Замечательное направление «Мой одноклассник, друг, сосед служит в армии…».

К.Д. Ушинский в свое время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития.

Каждый маленький изъян в поведении ребенка, вырастая вместе с человеком, превращается в серьезную беду для общества. А зерно светлого благородного в его поведении со временем дает добрые всходы. Вот почему важно так организовать жизнь ребенка, чтобы она была постоянным упражнением в нравственных поступках, чтобы она исключала возможность накопления отрицательного в воспитательном отношении опыта.

Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенка-это разные ступени единого процесса развития. Если сегодня ученик живет, сопрягая свои интересы с интересами своих родителей, своих товарищей по классу, то, повзрослев, он сумеет соотносить свои жизненные планы с интересами общества.

Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между  школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

 


Прямая линия

Министерство образования и науки Республики Адыгея:
52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-13-08 - Мамий Мариет Сагидовна, главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/





Новости Министерства образования и науки

Яндекс.Метрика