АВТОРЫ: Чич Заира Юсуфовна, Хут Саида Хаджимусовна.
Тема: Опыт патриотического воспитания в деятельности детских общественных организаций
Должность: зам. директора по ВР,учитель адыгейского языка и литературы, старшая вожатая.
Опыт патриотического воспитания в деятельности детских общественных организаций
Уход с политической арены и из активной общественной деятельности Всесоюзной пионерской организации привел к образованию в обществе воспитательной ниши, а естественное желание детей быть частью общественной жизни своего аула, района, города и страны осталось неудовлетворенным. Минувшие десятилетия показали, что насущная потребность детей к проявлению позитивной социальной активности никуда не делась, ребята хотят быть полезными, делать важные и значимые дела, общаться, быть востребованными и признанными в обществе, являться активными участниками социальной жизни.
Развитие демократических основ общества, становление правового государства привело к образованию многочисленных детских организаций, которые своей деятельностью обеспечивают данное государством право ребенка на свободу ассоциаций, формирование собственного отношения к жизни.
Реализуя свои многочисленные проекты и программы, детские объединения решают своими собственными методами вопросы формирования гражданской позиции детей, и заботливого и ответственного отношения к социальному окружению через пропаганду идей патриотизма и сотрудничества.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине . Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется и от школы. Ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Я работаю в МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль. С 1999 года школа носит имя Нуха Теучежевича Джаримока , участника ВОВ, бывшего директора нашей школы. Мы гордимся тем, что такой человек жил в нашем ауле и старшее поколение с теплотой вспоминает о нем. Нынешнее поколение знакомится с его жизнью и деятельностью.
Патриотическое воспитание в нашей школе осуществляется согласно школьной программе «Патриотическое воспитание на 2012-2016 гг» (разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, творческих объединений школьников. )
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания школьников как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Она представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания в школе, формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Особую лепту в патриотическом воспитании вносит детская организация «Дружба». Востребованность данной организации в школьной среде — один из самых важных критериев успеха. С каждым годом все больше учащихся вовлекается в круг идей и проектов детской организации. Приоритетным разделом работы детей является гражданско-патриотическое направление.
Актив детской общественной организации в течение всего года ведет тимуровскую работу с ветеранами – фронтовиками и тружениками тыла, участвуют в акциях «Ветеран войны». В прошлом году была развернута большая работа по всероссийскому проекту «Интервью с ветераном». В рамках этого проекта была проведена встреча членов школьной детской организации «Дружба» с ветераном педагогического труда и труженицей тыла Хутыз Галимет Гаруновной. В настоящее время ведется поисковая работа по сбору информации о погибших односельчанах в годы Великой Отечественной Войны. Важно отметить и большое количество проектов, посвященных Победе в Великой Отечественной Войне. Сегодня у детей еще есть уникальная возможность пообщаться с участниками и героями войны, что рождает сильнейшие патриотические чувства.
Проводятся акции «Зона заботы», «Ветеран» и по благоустройству памятников. Организовываются встречи учащихся с ветеранами тыла ,а также коллективные поездки учащихся в дома- музеи, где представлены предметы военного времени: фляжки, фашистские каски, письма военных лет, которые бережно хранятся.
Проводятся конкурсно - развлекательные программы и мероприятия посвященных Дню Защитника Отечества для учащихся школы : «Рыцарский турнир», «Историческая викторина»; и тематические вечера, огоньки, вечера-встречи: «Листая страницы истории», «По волнам моей памяти» - для ветеранов; также концертные программы для выпускников и родителей.
Необходимость приобщения подрастающего поколения к вечным истинам и духовным ценностям на сегодня очевидна. Не случайно акценты нужно ставить на духовно-нравственное развитие детей. Особую роль в этом процессе играют подобные воспитательные акции, они обеспечивают формирование у обучающихся таких ценностей, как патриотизм, героизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, человечество.
В школе находится мемориальная доска ,у которой проводятся линейки памяти ежегодно.
Мотивацией нашей детской организации к созданию различных исторических проектов послужило историческая ценность нашей республики.
Современный подход к осмыслению сущности патриотического воспитания обусловлен социально-политическими и экономическими преобразованиями в России. Анализ педагогической теории и практики показал, что в зависимости от конкретных задач патриотическое воспитание рассматривается как социальное явление, как целенаправленный процесс и как деятельность. С учетом данных установок патриотическое воспитание нами понимается как интегральное целое, объединяющее все выделенные выше аспекты.
Патриотическое воспитание, понимаемое как целенаправленный процесс формирования у сельских школьников патриотизма, осуществляется в целенаправленном взаимодействии с педагогами, родителями и другими субъектами общества в деятельности детской организации.
Особенности патриотического воспитания сельских школьников обусловлены культурными традициями и инновациями общества и школы, которые оказывают влияние на организационное, содержательное и технологическое своеобразие условий ее функционирования. Организационные особенности обусловлены новыми формами социального партнерства и сетевого взаимодействия сельских школ, деятельностной включённостью каждого школьника в социально значимые отношения с детским и взрослым обществом села и школы .
Содержательные характеризуются патриотическими ценностями традиций сельской культуры: ценностное отношение человека к земле и природе; миролюбие, устойчивость к этническим конфликтам, толерантность; уважительное отношение к истории села, содействие и единение в совместной трудовой деятельности, в постоянном общении. Эта открытая к взаимодействию своеобразная культурно-воспитательная среда оказывает влияние на приобретение школьниками практического опыта самостоятельной социально значимой деятельности патриотической направленности в конкретном природном и предметном окружении при условии компетентного педагогического руководства.