Управление реализацией национально-регионального компонента в образовательном процессе осуществляется на основе имеющейся нормативно-правовой базы:
- учебный план МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока», реализующий программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
-региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования;
- методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента.
В результате освоения национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования выпускники должны:
иметь представление о природе, населении, хозяйстве, экологических проблемах Республики Адыгея;
знать основные сведения о литературе, географии, истории, культуре, экономике Республики Адыгея, современных достижениях науки, основных потребностях, интересах и направлениях развития.
Реализацией НРК осуществляется по следующим направлениям:
- Разработка учебного плана ОУ (содержание раздела НРК).
В соответствии с рекомендациями МО и Н РА 10-15 % времени используется на региональные, национальные и этнокультурные особенности (РН и ЭО) при изучении следующих образовательных предметов учебного плана:
на уровне начального общего образовании - изобразительное искусство, технология, физическая культура, окружающий мир, музыка, литературное чтение;
на уровне основного общего образовании – литература, история, обществознание, география, биология, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура;
на уровне среднего общего образовании в национально-региональный компонент учебного плана включены учебные предметы: Адыгейский язык, Адыгейская литература. Число учебных часов за два года обучения составляет 140 часов. При изучении следующих учебных предметов инвариантной части учебного плана: Литература, География, Обществознание, История, Биология, МХК, ОБЖ, Технология, Физическая культура – рекомендуется 10-15% времени использовать на национально-региональный компонент с целью обеспечения изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности.
2 . Разработка учебных рабочих программ.
по предметам НРК:
- включение обязательного минимума содержания НРК в содержание учебных рабочих программ.
- Осуществление контроля реализации НРК:
- наличие записей НРК по предметам инвариантной части, для которых нормативно определено 10 - 15% времени на реализацию национально-регионального компонента содержания образования;
- реализация обязательного минимума содержания НРК в соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта общего образования;
- изучение состояния преподавания предметов НРК.
- Обеспечение УМК по НРК.
Создан фонд учебников и учебно- методических пособий в методическом кабинете, в классных кабинетах оформлены уголки.
- Результативность работы по реализации НРК.
- Республиканский конкурс учителей языков народов РА (Берзегова С.К. – учитель начальных классов, 2 место).
- Участие в республиканской научно – практической конференции «Родной язык в современном образовательном пространстве» 14 марта 2016 года (Хут С.Х. – учитель адыгейского языка и литературы, сертификат участника).
- Республиканская конференция «Проблемы патриотического воспитания школьников и молодежи» (Берзегов Х.Б. – зам. дир. по ВР, докладчик, сертификат участника).
- Участие во Всероссийском уроке экологии учителем биологии Бленегапце Мариной Рашидовной среди учащихся 9 – 11 классов.
- Участие в районной научно – практической конференции по экологии (Бленегапце Аида – ученица 10 класса, руководитель – Бленегапце М.Р.)